Блог

«Мозаичник» «Мозаист », «Мозаичист» кто это - художник или ремесленник?

Недавно в интернете мне попалась статья, «Кто же такой художник-мозаичист? » , что заставило меня призадуматься: к какой же специальности отнести людей, которые собирают из сотен фотографий единый фотопортрет? Мозаист - художник? Что вы думаете по этому поводу? Статью привожу ниже.




(составные элементы фото для основной фотомоазики)

Итак: Кто же такой художник-мозаичист?

«Вот мы всё о материалах да о технике, но главный вопрос остаётся открытым: кто же всё-таки такой настоящий профессионал, художник-мозаичист? И почему мы всё время повторяем, что мозаика — это ремесло, но мозаичист — не ремесленник, а художник?Давайте расставим все точки над i: поговорим о том, какими качествами должен обладать представитель этой профессии, какая иерархия выстаивается в мозаичных мастерских и должен ли мозаичист мыслить монументально.


Ещё несколько лет назад всё профессиональное сообщество мозаичистов сходилось во мнении: мозаика — техника монументальная, а значит, мозаичистов по традиции должны выпускать с кафедр монументального искусства. Это накладывало серьёзные ограничения: человек, мечтающий стать мозаичистом, непременно должен был поступать в один из художественных вузов Москвы или Петербурга и обучаться не только мозаичному искусству, но и всем сопутствующим дисциплинам


( на фото: Санкт-Петербургская Академия художеств; 2 — СПГХПА им. А.Л.Штиглиц)

Вы спросите: «А как быть тем, кому не интересна ни живопись, ни графика? Хочу мозаику, и точка!». А мы вам ответим: сегодня совсем не обязательно иметь все «корочки», чтобы стать профессионалом.

Один мозаичист закончил художественную школу с отличием и поступил в Академию художеств, другой — не был ни там, ни там, но от его работ захватывает дух, и хочется учиться, учиться и ещё раз учиться — лишь бы приблизиться к его мастерству. Как видите, в искусстве не всегда важно образование, главное — искренняя любовь к ремеслу, много практики и умение чувствовать материал.


А вот что говорит о мозаичном пути основатель Школы Никита Пашментов:

«Меня часто спрашивают: «Сколько нужно часов, чтобы стать профессионалом в мозаике?»
Казалось бы, ответ простой — 10 000 часов (известная теория, загуглите, кто не слышал). Но не всё так просто. Уровень профессионализма в мозаике — понятие условное и относительное.

Наборщиком мозаики может стать каждый. Я знаю много примеров, когда уже через пол года занятий всего по 2 раза в неделю человек без художественного опыта становился специалистом не хуже, чем выпускник Академии.
Следующий уровень профессионализма — уметь не только набирать мозаику, но и придумывать и рисовать картоны. Здесь нужно не просто «поучиться», но и наработать опыт. Кому-то это даётся проще, кому-то — сложнее, но в среднем на освоение всех премудростей уходит от полугода до 2 лет.

Наивысший уровень — это художник. Он даже мыслит «мозаично». Продумывает и реализует творческие проекты в мозаике, комбинирует стили и техники. Некоторые очень быстро приходят к этому, а другие и за 10 лет не могут прийти (может, потому что не хотят).
Есть те, кто приходит, увлекается мозаикой и просто делает, не ставя никаких целей, а через несколько месяцев у них уже получаются крутые работы. Что-то ещё не выходит — мало опыта, но именно у таких зачастую случаются творческие «прорывы» и работы, которые и профессионал не повторит.
Бывает и по-другому. Человек приходит с целью стать художником-мозаичистом, но у него вообще ничего не получается долгое время. А потом проходит год-два, и он, благодаря своей упёртости и усидчивости, начинает делать какие-то невероятные вещи. Это просто фантастика!

Так что всё очень индивидуально — пока не попробуешь, не узнаешь. У меня вот, например, очень долго и медленно шло, несколько раз думал, что не моё и надо бросать, представляете?
— Никита Пашментов, основатель и руководитель Школы мозаики «Сад Гранат»»

Есть что-то общее между набором мозаики и воплощением замысла автора пьесы. К примеру, в тексте встречается ремарка: «выходит, смеётся», а как именно актёр будет смеяться — зависит только от него.»

Вот поэтому мозаичист — это художник, а не ремесленник. Да, он может не только создавать картоны самостоятельно, но и работать по эскизам других мастеров, но в любой мозаике всегда можно разглядеть руку автора, и двух абсолютно одинаковых панно не существует.


Чтобы освоить эту профессию, недостаточно просто быть талантливым или вызубрить всю теоретическую базу — в мозаике обязательна постоянная практика. В мозаичный мир обычно не попадают случайно: нужно иметь определённый склад характера и темперамент. Потребуется недюжинное терпение и железная выдержка, умение мыслить и действовать последовательно и системно. Ещё не помешает хороший глазомер, тонкое цветовое восприятие и художественный вкус (но его можно «наработать» со временем)



Опытные мозаичисты отмечают, что сегодня в «индустрии» много женщин. Это связывают с тем, что мозаика предполагает гораздо больше монотонного и кропотливого труда, чем, к примеру, живопись, а рекорды по выдержке и усидчивости, как правило, ставят именно женщины .


Кстати, интересный факт: иногда в мастерских есть такое распределение труда: мозаичисты делятся на художников-авторов, которые готовят картоны, и наборщиков, которые собственно выкладывают мозаику. Такая практика есть не везде, но в крупных мастерских, выполняющих большие (и, чего скрывать, дорогие) заказы, это имеет смысл: так налаживается чёткая рабочая система .

Во многих студиях руководители отходят от ремесла и выступают авторами идей — они, как режиссёры, управляют процессом и руководят исполнителями, но, тем не менее, они всё так же хорошо владеют техникой — просто реже занимаются самим.


А вообще, мозаичисты в первую очередь — просто счастливые люди! Прикладная работа (а тем более, такая медитативная, как мозаика ) всегда приносит особенное удовольствие, ведь можно увидеть материальный итог долгих, но приятных трудов.
Обсудить